9 апреля 2018 года очередным участником рубрики «Люди и Блоги» на сайте Деканата геологического факультета ВГУ стал профессор кафедры исторической геологии и палеонтологии, доктор геолого-минералогических наук Вячеслав Юрьевич Ратников, который ответил на вопросы о науке палеонтологии.

Вячеслав Юрьевич, с чего начинается знакомство с палеонтологией у обычного человека? Можно предположить, что это динозавры и фильм Стивена Спилберга «Парк юрского периода» …
Наверное, в школьные годы, в большинстве случаев, всё именно так и происходит, но не всегда. Мой нынешний студент еще до школы заинтересовался останками ископаемых беспозвоночных, которых находил во время пребывания в деревне у бабушки. Еще тогда он начал их собирать, и на наш факультет поступал целенаправленно: изучать головоногих моллюсков, которые заинтересовали его больше всего остального. Ну а студенты геологических факультетов, знакомятся с ней уже на первых курсах обучения. Впоследствии они могут выбрать занятия палеонтологией в качестве своей профессиональной специализации. Таким путем в палеонтологию приходит большинство специалистов.

Насколько правдивы такие фильмы с научной точки зрения?
Говорить о прошлом без воображения невозможно. Ведь никто не в силах просто увидеть, что и как тогда происходило. Поэтому в той или иной степени присутствует фантастика. Но, в отличие от художественной фантастики, фантастика палеонтологическая основывается на фактах, отступить от которых мы не имеем права. Другое дело, как эти факты интерпретируются. Простейший пример: сохранившиеся факты не несут информации о том, какую раскраску имели те же динозавры. Приходится включать воображение в совокупности со сравнительными наблюдениями за современными животными. Относительно поведения – еще сложнее. Да и по мере накопления фактов меняются представления: то, что раньше казалось правильным (к примеру, неуклюжесть, тяжеловесность, умственная неразвитость динозавров), при новых взглядах обретает совсем другую интерпретацию.
Ну и фильмы фильмам – рознь. В художественных лентах стоит задача удивить, устрашить, восхитить, и с этой целью умышленно допускаются ненаучные искажения действительности: преувеличение размеров, сосуществование человека и животных, никогда не живших одновременно и т.д. В научно-популярных фильмах такие искажения стараются не допускать.

Можете посоветовать какие-нибудь художественные фильмы, может быть, телевизионные каналы или периодические издания, где можно узнать о жизни на Земле в былые эпохи и о палеонтологии в том числе?
Очень много научно-популярных фильмов произвела BBC. Я видел некоторые из них: сделаны очень красочно. Например, шестисерийный фильм «Прогулки с динозаврами». Правда, на мой взгляд, там тоже есть ляпы. Много сейчас появилось сайтов в интернете, посвященных палеонтологии и эволюции. Я бы отметил два: Проблемы эволюции (http://www.evolbiol.ru), который ведет палеонтолог и популяризатор науки Александр Маркин, и Антропогенез (http://antropogenez.ru), посвященный эволюции человека.

Как прошло Ваше знакомство с палеонтологией?
Когда я учился в пятом классе школы, в нашем краеведческом музее открылись новые залы в отделе природы, посвященные истории Земли и жизни на ней. Вот это на меня произвело очень сильное впечатление, и я захотел этим заниматься, причем именно позвоночными. Дальше я стремился к этой цели, а потом ее осуществлял и продолжаю осуществлять сейчас.

Опишите сферу ваших научных интересов в настоящее время, что Вы изучаете?
Основным объектом моих исследований являются позднекайнозойские земноводные и пресмыкающиеся. А аспектов их исследования достаточно много: сравнительная остеология современных видов для идентификации ископаемых остатков (в позднем кайнозое подавляющее большинство остатков принадлежит современным видам); изучение биоразнообразия герпетофаун в конкретных местонахождениях, регионах, временных отрезках; реконструкция палеогеографической обстановки во время формирования местонахождений; геологический возраст вмещающих отложений; история видов и их ареалов. Возникла еще пара тем, которыми хотелось бы заняться, но для этого придется прервать общение с любимыми гадами.

Кости позднекайнозойских амфибий (слева) и рептилий (справа)

Что вызывает больший интерес у палеонтологов – восстановление истории древних геологических эпох или изучение уникальных, не существующих в настоящее время видов растений и животных? Другими словами палеонтология это больше геология или биология?
Всегда говорили, что палеонтология находится на стыке наук геологии и биологии. То есть изучаются биологические объекты, но разыскиваются они в слоях земных. Отсюда и значимость палеонтологии, как для биологии, так и для геологии. Считается, что палеонтология позвоночных – более биологическая наука, так как сложность строения позвоночных позволяет более детально изучать аспекты биологической эволюции. Палеонтология беспозвоночных – более геологическая, поскольку многочисленность этих животных (по сравнению с позвоночными) в морских осадках делает их более значимыми для стратиграфии. Однако количество палеонтологов зависит от востребованности в геологии, поскольку именно здесь она имеет практическое применение. Наверное, поэтому известный специалист по крупным млекопитающим Л.И. Алексеева называла палеонтологию служанкой геологии. Хотя, на самом деле, заниматься можно любыми вопросами, которые решаются с помощью конкретного материала, имеющегося у палеонтолога.

На каких факультетах, и в каких учебных заведениях в настоящее время можно получить палеонтологическое образование?
Сложность заключается в том, что палеонтолог должен разбираться и в геологии, и в биологии. Такое двойное образование специально не дается нигде. Разве только на кафедре палеонтологии МГУ. Во всех остальных местах приходится получать одно образование официально на факультете, а другое – самостоятельно или договариваться о посещении каких-то интересующих курсов. Однако кафедры палеонтологии имеются только на геологических факультетах, так как, мы уже говорили, практическое применение палеонтология имеет именно в геологии. Из биологических факультетов попасть в палеонтологи сложнее из-за отсутствия возможностей эти ископаемые квалифицированно собирать, по крайней мере, во время обучения (опять, исключая МГУ). Хотя я знаю биологов, которые занимаются не только современными, но и ископаемыми материалами, которые им предлагают изучить.

Вячеслав Юрьевич, какие дисциплины с палеонтологическим уклоном изучаются на геологическом факультете Воронежского государственного университета?
На нашем факультете читается базовый курс «Палеонтология». Базовый он потому, что знания по нему необходимы для нормального понимания последующих курсов, таких как «Историческая геология», «Стратиграфия», «Методы стратиграфии», «Методы палеогеографии» и «Палеогеография», а также для прохождения учебной практики по геологическому картированию. В современных учебных планах также присутствуют «Микропалеонтология», «Палеоботаника», «Микропалеонтологический анализ». У магистров, поступающих на кафедру исторической геологии и палеонтологии, читаются «Дополнительные главы по палеонтологии», «Эволюция органического мира в истории Земли», «Четвертичные континентальные фауны».

Летом у студентов 2 курса состоится практика по геологическому картированию в Крыму. Чем интересен район практики в палеонтологическом плане? Что может там изучить интересующийся студент или будущий абитуриент?
В палеонтологическом плане район интересен большим количеством органических остатков. При геокартировании необходимо палеонтологическое обоснование картируемых подразделений. Поэтому все студенты в маршрутах будут приобретать навыки поиска органических остатков. Кроме этого, одним из графических приложений к отчету по практике является Атлас фауны. Обычно, составлять его берутся студенты, не испытывающие отвращения к палеонтологии. А этому предшествует систематическое определение органических остатков, собранных бригадой. В процессе этого определения, студента может заинтересовать какая-либо группа ископаемых.

Существуют ли какие-то особые навыки, необходимые будущему палеонтологу?
Я бы сначала отметил полезные качества человека, которые очень пригодятся в работе: кроме хотения заниматься палеонтологией, это терпение и тщательность. Умение рисовать может существенно помочь в работе, но может и не пригодиться, в зависимости от того, какие проблемы придется решать и с чем работать. Да и рисование вполне может быть заменено фотографированием во многих случаях.

Вячеслав Юрьевич, а если студент, обучающийся в бакалавриате, к примеру, на профиле геофизика или гидрогеология, заинтересуется палеонтологией, возможно ли ему перепрофилироваться?
Нынешние правила поступления в магистратуру это допускают. Материал для своих палеонтологических исследований можно (и даже нужно) собирать еще обучаясь в бакалавриате, а в магистратуру поступить на кафедру исторической геологии и палеонтологии. Для получения ученой степени по специальности «Палеонтология и стратиграфия» необходимо закончить аспирантуру на нашей кафедре.

Современный палеонтолог это больше ученый или производственник? Какова практическая составляющая в палеонтологии?
Работа палеонтолога – это высокоинтеллектуальный труд, требующий специальных знаний и навыков. Статус палеонтологии как служанки геологии говорит о первоначальной ориентации на обеспечение геолого-съемочных работ, обоснование геологического возраста вмещающих отложений. Поэтому лет тридцать назад, когда проводились государственные геологические съемки разных масштабов, большинство палеонтологов работали именно над этим, за это получали зарплату. Однако качество обоснования возраста зависит от уровня изученности материала, чем палеонтологи и занимались. То есть палеонтолог – это научный работник (не люблю слово «ученый», потому что нас всех учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь, даже тех, кто так ничему и не научился). Да и сама геологическая съемка приравнена к научной работе.

Где может работать выпускник университета, имеющий образование, связанное с палеонтологией в России?
Палеонтология – такая же геологическая специализация, как и петрография, литология и т.д. То есть в нашей реальности палеонтолог – прежде всего геолог. Соответственно и работать может в любых местах, доступных геологу. Вот если он хочет заниматься палеонтологией, то нужно соответственно искать такое место работы, которое обеспечивало бы поступление палеонтологического материала для изучения или была бы возможность самостоятельно его собирать. С моей точки зрения, лучший вариант – это организации, ведущие геологические съемки. К сожалению, сейчас такие работы у нас в России очень сильно сокращены. Неплохой вариант – отделы природы в музеях.

В математике есть семь задач тысячелетия, за решение каждой из которых дают 1 000 000 долларов. Есть ли что-то подобное в палеонтологии? Какие загадки или проблемы больше всего интересуют палеонтологов?
Недостижимой целью палеонтологии является воссоздание полной картины эволюции органического мира на Земле. Каждый палеонтолог вносит свой посильный вклад для приближения к этой цели. А на счет миллионных бонусов я не слышал. Я бы сказал, что любящие свое дело люди скорее сами жертвуют чем-то, чтобы им заниматься.

Кто считается основателем палеонтологии как науки?
В учебниках по палеонтологии называют четверых основателей различных палеонтологических направлений: Ж.Б. Ламарк – палеозоология беспозвоночных, Ж. Кювье – палеозоология позвоночных, А. Броньяр – палеоботаника, В. Смит – палеонтологический метод стратиграфии.

Назовите трех самых авторитетных палеонтологов в Мире в настоящее время?
Все палеонтологи – узкоспециализированные специалисты: каждый занимается какой-то конкретной группой какого-то возрастного интервала. Поэтому, наверное, назвать авторитетов для всех не получится: у каждого они свои. Для меня, например, авторитетом является Jean-Claude Rage из Франции, публикации которого цитируются европейскими палеогерпетологами чуть ли не в каждой статье. Впрочем, из прошлого можно назвать такие имена, как Ричард Оуэн, благодаря которому динозавры получили свое название, и вечно соперничавшие между собой «охотники за динозаврами» О.Ч. Марш и Э.Д. Коп.

Скелеты динозавров в Палеонтологическом музее в Бельгии

Насколько развита палеонтология в нашей стране по сравнению с другими странами?
Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку палеонтологи работают на территории всех развитых государств. А уровень развития палеонтологии, наверное, отражается в количестве предоставляемых вакансий для таких исследований. В нашей стране за последние 30 лет количество палеонтологов сильно сократилось.

Назовите трех самых известных палеонтологов в России в настоящее время?
Мне кажется, максимальную известность, по крайней мере, среди себе подобных, получают специалисты, занимающие высокие административные посты в совокупности с высокими академическими званиями. Среди палеонтологов я бы назвал академиков Б.С. Соколова, Л.П. Татаринова и А.Ю. Розанова.

Вячеслав Юрьевич, какой период (временной отрезок) наиболее интересен для изучения? Почему? Какие периоды изучать сложнее всего?
Я думаю, в каждом периоде есть что-то интересное, и это напрямую связано с предпочтениями специалиста. И сложностей везде хватает. Традиционно считается, что сложности изучения докембрийской жизни связаны с редкостью органических остатков в породах этого возраста.

Изучение каких периодов (эпох, эр, и т.д.) наиболее популярно сейчас?
Популярность тем или иным исследованиям придает реклама и популяризационная активность. Все знают о динозаврах, потому что по ним создано максимальное количество книжек и фильмов. Но это не значит, что эти исследования наиболее популярны в мире. Просто в богатой Америке динозавров много, и американцы их популяризуют. А вообще, палеонтологи изучают то, что лежит в земле на территории, которую они исследуют. Впрочем, очень большой интерес сейчас наблюдается к четвертичной фауне, как среде существования древнего человека.

Как на науке отразилось появление электронных микроскопов, компьютеров, точных методов исследования вещества?
Как и в любой другой науке, развитие техники и технологий способствует расширению возможностей. Первоначально палеонтологи собирали и изучали только то, что могли увидеть своими глазами. Появление микроскопа способствовало широкому развитию микропалеонтологии, изучению детальной морфологии, внутреннего строения костной ткани и раковин. Появление точных методов исследования вещества повлекло изучение процессов фоссилизации (превращения остатков организмов в окаменелости). Компьютеризация существенно облегчила процессы обработки и представления материалов к публикации.

Вячеслав Юрьевич, насколько развито коллекционирование образцов древней флоры и фауны?
Оказывается, «черных палеонтологов» очень много. Существуют даже форумы в интернете, где они сообщают о находках, обмениваются информацией. Есть среди них очень грамотные участники.

Можете привести пример какой-нибудь уникальной палеонтологической находки и назвать ее примерную стоимость?
Любая палеонтологическая находка по-своему уникальна. В отличие от любой породы, сбор которой можно повторить, повторный сбор ископаемых не будет идентичен предыдущему. Никогда не оценивал фоссилии с позиции их стоимости. Хотя знаю, что есть люди, которые мечтают о продаже окаменелостей, а некоторые это делают.

Где находятся самые лучшие палеонтологические музеи?
Если в России, то я бы, прежде всего, указал Палеонтологический музей в Москве. Очень хороший музей находится в здании ВСЕГЕИ в Санкт-Петербурге. Вообще, палеонтологические отделы присутствуют в большинстве краеведческих музеев и в музеях при геологических факультетах, в том числе – и в Воронежском государственном университете.

Фото: http://www.vsu.ru/ru/university/structure/museums/geol-museum-photos.html

За рубежом музеи с палеонтологической тематикой имеются, пожалуй, во всех крупных городах. Мой старый факультетский друг, побывав в Бельгии, посетил тамошний палеонтологический музей и прислал фотографии оттуда. По его словам, там собрана самая крупная коллекция окаменелостей в Западной Европе. Сам я побывал в музее естественной истории в Праге. К сожалению, он был на реконструкции, посетителей не пускали. Я приехал туда посмотреть коллекции земноводных и пресмыкающихся в запасниках, но даже то, что я увидел по пути туда, впечатлило.