Учебная геохимическая практика студентов 3 курса кафедры Минералогии, петрографии и геохимии - 2018

ДЕНЬ 1.

max 25, min 15
В целом солнечно

Дорога до базы практик вгу заняла 14 часов. На месте нас, кажется, так рано не ждали. В итоге, разместились мы в супер-вагончиках, рассчитанных на 6 человек. Всего на базе их 11. Так же здесь есть отдельный душ, туалет и, что немаловажно, своя подстанция, а это значит, перебоев с электричеством не будет.

Первый день - экскурсионный по территории. Сходили на подвесной мост через р.Белую. Вышли на другой берег, где открывается прекрасный вид на местную достопримечательность - гору Трезубец. Красота невероятная. Прикладываем фотографии:
В конце дня решили отметить начало практики традиционным разведением костра!
Пока все идет отлично. Засыпаем в ожидании первого настоящего маршрута практики.

ДЕНЬ 2.

max 26 min 13
Малооблачно

Утром заметили, что уровень воды в р.Белой поднялся. Сделали предположение, что в горах прошел дождь.

Сегодня тренировались использовать gps в маршрутах: оттачивали навыки по маркированию и поиску точек наблюдения. Для всех тренировка прошла успешно.

После отправились к местам выхода коренных пород Даховского кристаллического массива (ДКМ).
По ходу маршрута нами был встречен родник. Он находится почти в 2 км от базы ВГУ. Вдоль дороги к роднику тянется знаменитое гранитное ущелье, которое в свое время обнажила р.Белая.

По пути руководитель практики (Кузнецов В.С.) проверил наши знания структурной геологии: определяли элементы залегания горных пород на контакте гранитоидов с вмещающими породами ДКМ. Проверка была неожиданной, но мы справились. (Выражаем благодарность А.И. Трегубу)

Конец маршрута отметили распитием кристально чистой воды из родника на обратном пути. Вроде вкусно.

Вскоре после небольшого обеденного перерыва мы отправились во второй маршрут на р.Сюк - приток р.Белой.
Целью маршрута было приобретение практических навыков по литохимическиму опробованию потоков рассеяния. Приобрели, опробовали.

Так же сегодня мы получили бесценный опыт по удалению присосавшихся клещей, который сделал наш день действительно незабываемым.

Все продолжает идти хорошо. Ждем очередной маршрут и с новой силой влюбляемся в геологию.

ДЕНЬ 3.

max 28 min 14

Сегодня рано утром мы отправились в 3 маршрут. В 2 км от базы вдоль дороги на Гузерипль находятся выходы гранитоидов. Познакомились с ними вчера на проверке (см. "Из дневника студента геохимика-2"), а сегодня пришлось хорошо поработать. Проводили геохимическую съемку по первичным ореолам рассеяния. Молотки стучали, граниты не поддавались, но и мы не лыком шиты. После трех часов непрерывного постукивания нам удалось отобрать образцы с 50 метров обнажения. Результатом довольны.

Во второй половине дня был дополнительный учебный маршрут. Знакомились с методикой отбора проб по вторичным ореолам рассеяния. Ходили по профилям и отбирали литохимические пробы.
Наш руководитель говорит, что это пригодится в поле на производственной практике. Теперь будем умничать.

После маршрута сразу наступили камеральные работы. Если раньше мы говорили, что все идет хорошо, то теперь эта мысль под сомнением. Но мы не унываем, ведь если долго мучиться, как говорится...

Завтра нас ждет интересный и красивый маршрут. Ожидание зашкаливает, как и радость от того, что спустя 2 года мы снова окажемся в этом месте. Засыпаем с улыбкой и десятками будильников, чтобы не проспать ни минуты грядущего удивительного дня.

ДЕНЬ 4.

Температура воздуха
max 28 min 15
Преимущественно облачно.

Дождались! В 8 утра мы сели в автобус и мчали на встречу лицом к лицу с нашим миллионнолетним другом - Главным Кавказским хребтом.
Мы ехали на плато Лаго-Наки.

Очень порадовал водитель автобуса, который включал нам подсветку в салоне и музыку из 90-х. Чтобы действительно понять нашу радость, представьте, что все это время мы были уверены, что нас помчит пазик. Как только мы увидели эту газель, сразу поняли, что день начался хорошо.
Водитель оказался не только диджеем, но еще и экскурсоводом. По пути показал самое толстое дерево Адыгеи и смотровую площадку, о которой знают совсем немногие.

На Лаго-Наки мы приехали первыми.
Даже раньше продавцов из сувенирных лавок.
Целью маршрута было ознакомление с геоморфологическими и ландшафтно-геохимическими особенностями полигона практик.
На самом деле, когда ты видишь эту панораму, которая открывается со смотровой, в голову лезут мысли совсем не об учебе (простите нас, Владислав Сергеевич!). Описывать наши ощущения не буду, ибо это невозможно. Невозможно передать словами все то, что вы видите. Надеемся, что хотя бы часть того, что мы испытали, передаст видео, которое загрузим после возвращения в Воронеж.

ВНИМАНИЕ!!! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕЩЕ НИ РАЗУ НЕ БЫЛ НА КАВКАЗСКОЙ ПРАКТИКЕ, НО СОБИРАЕТСЯ ЭТО СДЕЛАТЬ!!!
Лучше всего здесь ловит мтс

Не благодарите

В общем, несмотря на то, что мы несколько дней с разных приложений смотрели погоду, горы показали в очередной раз, что предсказать их поведение никто не может.
Поднимались мы в сильный ледяной ветер. Надели на себя все, что только можно было, поэтому наших фотографий с этого маршрута мало, ибо на них мы выглядим совсем не презентабельно.

Чтобы пройти маршрут и не замерзнуть окончательно нам хватило 2.5 часа. Но этого, к сожалению, не хватило, чтобы с легким сердцем уйти. Да и хватит ли когда-нибудь? Тоска начала одолевать нас сразу, как только мы стали на обратную дорогу.

По пути на базу (традиция) заехали в сувенирную лавку. Отвели душу, тут и сказать нечего.

В целом про этот маршрут можно писать много и долго, да надо ли? Уверена, что никто и никогда не поймет того, что мы сегодня испытали, не увидев плато своими глазами и эту открывающуюся панораму.
В такие моменты особо остро понимаешь, как ты предан своей профессии, как ты рад, что ты здесь. Может, это и есть счастье? Ну как вариант.

Но завтра маршрут ничуть не хуже. Местами даже интереснее.
В который раз засыпаем с улыбкой на лице. Уже скулы болят (пожалуй, единственный минус этой практики).

ДЕНЬ 5.

max 26 min 14
Ливневые дожди

Обещали интересный маршрут. Сказано - сделано.
Сегодня целью было знакомство с методом отбора литохимических проб по потокам рассеяния.

Вышли мы с базы в солнечное и теплое утро. Где-то за час мы пришли к пункту назначения - ручью Музыкальный (г.Трезубец). Опробование решили провести от устья ручья к его истоку - по всем правилам, как говорится. Настрой у всех был оптимистичный, ведь тропа, вдоль которой течет ручей, выглядела по-геологически идеальной: ровненькая, с небольшим углом наклона, в общем, все, что нужно для счастья. Но такой она была первые метров 20.

Спустя 15 минут лазания, ползания, даже не знаю, как это вообще назвать, мы поняли, что за маршрут нам предстоит, и приторного веселья, как в начале пути уже не было.

После получаса продвижения, 5 встреченных змей и 6 снятых с пыльной одежды клещей, мы начали активно интересоваться у нашего руководителя, есть ли всему этому конец?

Спустя час опробования и борьбы с большим углом наклона тропы (за расстояние в 170 и, мы поднимались на высоту 130 и) появилось желание покорить эту гору и доказать ей (или себе самим), что нас так просто не сломать.

Чтобы забраться на вершину нам потребовалось 1.5 часа. Сердце заходилось и от набранного темпа, и от кол-ва проб за спиной, и от одной мысли о том, что вскоре нам предстоит увидеть.
Еще одно чувство из разряда непередаваемых - стоять на самой вершине горы. Той горы, на которую ты поднялся сам. Вид открылся прекрасный. Фотографии, как и всегда, прикладываем.

Где-то через 40 минут непрерывной фотосессии на абсолютной высоте 1038 и, мы начали собираться в обратный путь. И тут история повторилась: мы уже очень четко осознали, что нам предстоит снова, и наша студенческая гордость от покорения куда-то испарилась.

На обратном пути Трезубец не остался к нам равнодушным. Не буду долго описывать обстановку, скажу так. Мы были рады каждому корню и каждому камню, за которые можно было ухватиться и не съехать на спине по мелкому гранитному щебню.

Спустя час опасения вышеописанного сомнительно массажа, мы без единого "ранения" ступили на ровную землю. Воды у нас в запасе не осталось ни капли, и кто-то озвучил этот факт вслух. Не задумываясь ни на минуту, природа дала нам то, что мы потеряли, но немного не в том формате. В общем, всю дорогу до базы лил настоящий горный ливень, который промочил нас почти до нитки и частично смыл грязь, которую на память оставила тропа.
Судя по сочувствующим взглядам проезжающих мимо автомобилистов, выглядели мы, мягко скажем, не очень.

В итоге, прошли мы сегодня 16.5 км, побывали на высоте 1038 м, испачкали и местами порвали одежду, были в шаге от знакомства со змеями, встречи с клещами и промокли до нитки.

Но знаете, что в этом маршруте останется для нас самым главным? Это наши горящие глаза и фраза, сказанная всеми словно в один голос:"это был лучший маршрут, ребята!"

ДЕНЬ 6.

max 23 min 13
Облачно, местами дождь

Сегодня мы снова вернулись к выходам гранитоидов. Прошлый маршрут требовал доработки. Решили убить двух зайцев сразу. Взяли с собой промокшую вчера обувь, ибо на базе очень влажно и деревья не пропускают солнце, расставили на отбойник вдоль дороги.
К слову, на базе действительно влажность зашкаливает так, что вещи в сумках через 3 дня становятся мокрыми.

ВНИМАНИЕ!!! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ БЫЛ НА КАВКАЗСКОЙ ПРАКТИКЕ, НО СОБИРАЕТСЯ СЮДА ПРИЕХАТЬ!
Берите много сменной одежды, белья, носков и т.д и т.п. И храните все это добро в каких нибудь вакуумных пакетах. Либо сушите вещи у костра, но этот лайфхак мы еще не пробовали, поэтому не отвечаем за успех мероприятия.

Не благодарите

По возвращении на базу всех ждал сюрприз. К нам приехал заместитель декана по учебной работе Абрамов В.В. Событие было неожиданное, но приятное, хотя после того, как мы узнали, что он будет помогать нашему руководителю принимать отчет по практите, мы все-таки немного напряглись (просим прощения, Владимир Владимирович).

Сегодня в камералку провели электричество. Жизнь стала немного проще. А еще натянули полог с одной стороны. Теперь можно камералить и в ветреную погоду. З-забота.

Начали писать отчет, ибо защита уже совсем скоро.
Пожелание нам сил, терпения и умственного озарения. Очень нуждаемся.

Думать о том, что уже скоро возвращаться домой, совсем не хочется.
Здесь забываешь про время, дни недели и прочие бытовые вещи. Есть только горы, геология, друзья и маршруты. А больше, к слову, тут ничего и не надо.

Засыпаем в надежде на то, что завтра не будет дождя, ибо остался еще один сложный, далекий, но интересный маршрут. Хочется верить в то, что удача на нашей стороне.

ДЕНЬ 7.

max 25 min 13
Малооблачно

Сегодня у нас была приемка полевых материалов. С раннего утра камералка стала нашим родным домом (на самом деле, она с первого дня практики наш второй дом, Владислав Сергеевич!). Попытки удержать в голове все и сразу увенчались успехом, но не так быстро, как хотелось бы. И каверзные вопросы были, и с верной мысли нас регулярно пытались сбить, но мы уже не так наивны, как пару лет назад, такой трюк с нами теперь не проходит. Поэтому свои знания отстояли.

Впереди полноценная защита отчета. Волнительно, как и всегда, хотя уверены, что в итоге все будет хорошо... Ну и каждому по заслугам.

Завтра, если снова не будет ливня с грозой, нас ждет самостоятельный маршрут. Скорее всего, последний за эту практику. Думать об этом до сих пор не хочется, а уезжать - тем более. Каждый раз отъезд домой тяжело дается. Ладно, не будем эту тему развивать. Сейчас слезу пущу.

Около соседней базы отдыха открылся сувенирный ларек.

ВНИМАНИЕ!!! ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ КТО ЕЩЕ НЕ БЫЛ НА КАВКАЗСКОЙ ПРАКТИКЕ, НО СОБИРАЕТСЯ СЮДА ПРИЕХАТЬ!

Самые дешевые и красивые сувениры у Азишской пещеры по пути на плато Лаго-Наки.

Не благодарите

ДЕНЬ 8.

max 26 min 14
Солнечно

Сегодня, как и обещалось, был последний маршрут - самостоятельный.
Целью маршрута каждой пары было закрепление навыков ориентирования на местности и отбор донных проб.

Если вы когда-нибудь были на "Телевизоре" (справка: место на ростовской базе, где ловит интернет. Всегда ловит интернет), то обязательно видели красивый холм вдалеке. Нашей маршрутной паре посчастливилось сегодня оказаться с ним рядом.

Наверное, стоит рассказать, для чего мы вообще эти донные пробы отбираем. В илисто-глинистой фракции (ну это мелкий такой песочек) могут оставаться следы полезного ископаемого. Чем больше концентрация рудных элементов в пробе, тем ближе находится рудное тело к месту отбора этой самой пробы.
Ну вот идешь ты вдоль реки или ручья и через каждые 500м отбираешь со дна нужную фракцию, отмачиваешь в тазике, пропускаешь через сито ну все в этом роде. Первые 4 пробы - интересно, следующие 5 - не очень, все остальные отбираются уже машинально и без особых чувств.
У нас было подходящее кол-во для того, чтобы маршрут был в радость.

За эти несколько часов мы опробовали ручей Лошадиный и реку Дегуако. Не полностью, конечно, если что. И волей случая вышли к холму. Шанс увидеть гору Трезубец с него посчитали невозможным упустить. Собственно, вид, как и всегда в этих местах, открылся потрясающий. Фотографии прикладываем.

Совсем скоро полноценная защита отчета и домой. Ситуация не изменилась - в Воронеж возвращаться так и не хочется. Еще бы недельку! Ну или несколько дней... А по итогу, тут и месяца будет мало. Место здесь такое.

Готовимся к сдаче, ждем первачков и мечтаем вернуться сюда ещё ни один раз.

ДЕНь 9.

max 23 min 12

Этот день можно описать 2-мя словами: защита отчета и отвальная.
Начнем с первого.

Когда понимаешь, что это защита твоей последней учебной практики, как-то по-другому начинаешь ко всему относиться. Из темы "мы начинаем ценить только когда теряем". Ты просто сидишь и понимаешь, что время очень быстро летит, и вряд ли вы уже вот так когда-нибудь окажетесь здесь вместе, пойдете в свои маршруты, будете ловить интернет на "Телевизоре" ну и так далее. И все эти чувства в этот момент берут верх над твоим студенческим страхом, который обычно проявляется в подобных ситуациях, ну будь то сдача практики, экзамен или даже банальная аттестация. Поэтому отвечается/сдается все очень легко и быстро.

Сдача отчета по нашей последней учебной практики прошла успешно!

Отвальная, как говорится, по классике: поздний вечер, костер, шашлык и разговоры о том, кому что здесь запомнилось в этот раз.
Когда каждый решил выбрать для себя топ-3 лучших момента практики, стало понятно, что 1 место занял маршрут по г.Трезубец. Такая дорога не только запомнилась, но еще и всех здорово сплотила.

Те, кто не были здесь на первом курсе, отметили красоту плато Лаго-Наки, от которой дух захватыет.

Кому-то понравился подвесной мост, на который мы так же не попали в 2016 году. "Красивый такой, ничего не скажешь, но когда раскачивается, как-то страшно становится" - признались некоторые.

Было много приятных моментов, но без неприятных все-таки не обошлось.
На соседней базе ЮФУ практику проходили биологи. По их словам, они съели целую лошадь за 4 дня, которую сбила машина на дороге к роднику. Плюс ко всему, отрезали ей хвост, прикрепили к дереву и каждый день причесывали розовым гребешком.
Комментировать это никак не буду, скажу только, что такое соседство было не очень приятным и слегка напрягало.

Так же этим вечером мы услышали поздравления от нашего руководителя практики В.С. Кузнецова и заместителя декана по учебной работе В.В. Абрамова. Хочется сказать вам огромное спасибо за все!

Можно много еще писать, но я как всегда придерживаюсь мнения, что все это нужно прочувствовать самому. Только тогда вы сможете понять всю ценность этих моментов.
Было незабываемо, познавательно, местами экстремально, круто, весело и просто здорово.

В 6.15 утра на базу приехал наш 1 курс проходить практику по общей геологии. Желаем ребятам удачи, успешной сдачи отчета, чтоб вещи долго не сохли и ловить каждый момент, проведенный в этом месте вместе.

Ну а мы отправляемся собирать вещи и "тихо плакать в подушку". На самом деле, этим летом будет еще много интересного. Учебная практика закончилась, а производственная только начинается!

Обещаем не унывать, но не скучать по Кавказу - пообещать никто из нас никогда не сможет.