В начале октября 2018 года очередным гостем рубрики «Люди и Блоги» на сайте Деканата геологического факультета ВГУ стала Степанова Ксения Дмитриевна, аспирант Санкт-Петербургского Горного университета, которая в 2015 году, будучи первым номером в рейтинге бакалавров 4 курса геологического факультета ВГУ, решилась поступать в магистратуру в Санкт-Петербургский государственный университет.


Ксения, многие студенты после окончания бакалавриата стремятся поступить в магистратуру исключительно на ту же кафедру и боятся менять профиль... Как долго Вы принимали решение поступать в СПБГУ и сменить экологическую геологию на специализацию, связанную с минерагенией и геолого-экономической оценкой месторождений полезных ископаемых?
Решение далось нелегко, около месяца я обдумывала все аспекты. Помимо того, что я поменяла профиль, я переехала в другой город, оставив в Воронеже семью и близкий друзей. Но взвесив все за и против, я решилась на данный шаг.

Повлияло ли как-то на ваше решение сменить профиль подготовки производственная практика на Алтае в 2014 году, которая с экологической геологией была связана крайне мало?
Да. Именно там я столкнулась с настоящей геологией: описывание обнажений, отбор образцов. Пригодились знания по минералогии и петрографии. Углубление в данную область геологии в дальнейшем стало одним из факторов принятия решения о смене профиля.

Производственная практика на Алтае

Насколько сильно отличалась программа вступительных экзаменов в магистратуру СПБГУ от того, что Вы изучали 4 года в Воронеже? Какие темы были самые сложные?
Программа была более обширная и включала все базовые геологические дисциплины. Трудности возникли в подготовке тех разделов геологии, которые я не изучала: геохронология, кристаллография.

Как прошли вступительные экзамены?
Вступительные экзамены прошли благополучно, но ответить на все вопросы мне не удалось.

Как проходил учебный процесс? Назовите самые сильные отличия от ВГУ в плане учебы.
Учебный процесс проходил нелегко. Возникали трудности с некоторыми специализированными дисциплинами. Например, работать с микроскопом мне не приходилось (было разовое использование данного инструмента в рамках курса «Петрография»), поэтому я не имела представления о его работе в целом, да даже что такое шлифы и как выглядят минералы в них. Поэтому, первое практическое занятие подвергло меня в шок, когда профессор поставил микроскоп передо мной, дал коробочку со шлифами без пояснений. Но часы самостоятельной работы с литературой, а также насыщенные материалом лекции и практические занятия сильно помогли. Поразило больше всего следующее: В СПбГУ практически отсутствует балльно-рейтинговая система. То есть вероятность получить экзамен автоматом (к примеру, за посещение занятий в течение семестра + защита реферата) здесь практически невозможна.

Удалось ли получить первый в жизни хвост?
Нет, хвостов у меня не было. Я заработала две «4» за время обучения в магистратуре, но это никак не повлияло на получения диплома с отличием по окончанию курса.

Быстро ли удалось акклиматизироваться (климат - как в прямом, так и в переносном смысле) в новых условиях? Что было самое сложное в быту или в учебе, к чему Вы привыкали дольше всего?
Касаемо университета - быстро, помогли однокурсники: отзывчивые и добрые люди. Сложно было лишь привыкнуть к нагрузкам, но интерес к познанию новой для меня области оказал большое влияние. Плюс, я оказалась в самой слабой группе, с самым низким уровнем владения иностранным языком (английский), что мотивировала активно заняться им, пойти на дополнительные курсы. А вот к климату я привыкаю до сих пор.

Мысль о том, Вы учитесь в Санкт-Петербургском государственном университете, который занимает 2 место среди ВУЗов России (http://vuzoteka.ru), как-то помогала в сложные моменты? Это добавляло уверенности в себе?
Честно, не задумывалась об этом.

Как в целом прошли 2 года в магистратуре? Как прошла защита диссертации?
Прошли успешно. У меня был замечательный научный руководитель, доцент Сергей Викторович Петров, который меня поддерживал во время учебного процесса, в особенности во время написания диссертации, вселял бодрый дух и помогал брать себя в руки в тяжелые «творческие» моменты. Защитой диссертации я довольна: своим изложением, ответами на вопросы. Не скрою, что процесс ее подготовки мне дался трудно, иногда попадала в тупик. Вселяло уверенность факт того, что работа была готова в срок и без лишних «нервных» моментов.

Аспирантура в Санкт-Петербургском Горном университете. Новый ВУЗ - новый поворот в карьере. Это результат успешной защиты магистерской диссертации, успехи на работе или что-то еще?
Все в совокупности. Начиная от стремления стать специалистом в данной области, успешной защиты, а также актуальной проблематикой моего исследования.

Можете в двух словах сравнить ВГУ, СПБГУ и Санкт-Петербургский Горный университет?
Трудно сравнивать. Кардинально разные учебные заведения. Начиная от масштабов, заканчивая правилами и устоями. ВГУ для меня родной, домашний. То место, где мне смогли привить любовь к обучению (в школе я училась плохо, с тройками) и почувствовать себя человеком, способным покорять и не бояться. СПбГУ – стать знаний, кладовая умов. Каждый, будь то профессор или студент, человек, который знает свое дело. Мощная учебная база, морально богатые люди. Горный Университет – место, где ты при желании ты реализуешь себя на все 100%. Не встречала подобного места, где тебе предоставляется столько возможностей. Но при этом требования, правила на высшем уровне. Мне очень нравятся порядки, форма одежды. Чувствуешь себя настоящим профессионалом. Подробности можно найти на официальном сайте университета.

Какие преподаватели из трех университетов произвели на Вас самое сильное впечатление? Почему?
Таких людей не мало. Мне трудно выделить определенные личности. И самое интересное то, что с момента начала моего обучения в Санкт-Петербурге я с каждым днем проникалась уважением к преподавательскому составу, а также другим работникам вузов. Меня поражает их отношение преподавателей к нам, студентам. Именно простое, человеческое. Помимо тех знаний, что они вкладывают в нас, всегда готовы помочь, не только советом, но и практической стороной: дополнительная помощь после занятий, повторное, детальное объяснение заданий или комментарии по ошибкам, подсказка конкретной литературы.

На каком курсе магистратуры удалось устроиться на работу? Какие обязанности Вам приходится выполнять?
После первого курса. Работа в научно-исследовательской минералогической лаборатории. В начале, занимала должность лаборанта-минералога, а после окончания магистратуры устроилась минералогом. Обязанности включают широкий спектр работ, это и пробоподготовка, и минералого-петрографические исследования, а также написание отчетной документации.

С какого момента студенты-магистры в Санкт-Петербурге начинают работать? Насколько тяжело было совмещать учебу на дневном отделении магистратуры в Санкт-Петербурге и работать?
Это индивидуально и во многом зависит от того, насколько тесно связано магистерское исследование с работой. Возможность работать по гибкому графику, на полставки - реальна.

Насколько хорошо вы владеете Английским языком?
C1 – свободный уровень владения

Научный доклад с ответами на вопросы на английском для Вас проблема?
Не проблема. Уже имею подобную практику выступления на международных конференциях в некоторых странах Европы в рамках обучения в аспирантуре.

Предположим у Вас достаточно времени и средств. В каком направлении шло бы дальнейшее развитие вашего английского?
Дальнейшее развития шло бы в профессиональной сфере, геологической, а также развитие навыков общения. Но в планах начать изучения следующего иностранного языка – немецкого.

Когда в первый раз Вам представилась возможность отправиться в Европу от университета? Что это было за мероприятие?
В декабре 2017 года. Ключевым моментом поездки явилось участие в 58-й международной конференции молодых ученых, посвященной дню Горняка на базе Краковской горно-металлургической академии в г. Кракове, Республика Польша.

58-я международная конференция молодых ученых (Польша)

Молодые ученые – геологи из других стран чем-то удивили? Какое вообще осталось впечатление об уровне развития геологии в европейской стране?
Удивили, пожалуй, своей эрудированностью и не меньшим желанием познавать геологический мир за пределами родной страны. Мне приходилось общаться с коллегами из стран Азии и Африки, после чего желание посетить не только Европу усилилось. С великим интересом слушаешь об уникальных природных геологических объектах. Конечно же, самый популярный вопрос от коллег был – как вы выживаете в российском климате?

69-й Международный научный форум студентов и молодых ученых в Германии

В каких странах Европы Вам уже удалось побывать?
В целом: Германия, Финляндия, Австрия и Италия. Но не все поездки были связаны с научной деятельностью. Во второй половине октября планирую посетить Лондон для участия во втором Российско-Британском Сырьевом Диалоге «Доверие и партнерство в минерально-сырьевом секторе».

Финляндия

Германия

Мюнхен

Какая страна или место оставило самые сильные впечатления и почему?
Италия. Это была моя мечта с детства. Влюблена в культурную, природную и социальную составляющие данной страны.

Италия

Вы впервые увидели Колизей. Что это были за ощущения? Они сопоставимы с тем, что испытывает житель Воронежа, впервые приехавший в Санкт-Петербург?
Думаю, вряд ли. Разница слишком велика. Это особенное для меня место, пропитанной самой настоящей древней историей. Мечта, увидеть Колизей поселилась после просмотра некоторых исторических фильмов.

Колизей

Вы уже три года живёте в Санкт-Петербурге. Успели ли вы посетить все основные достопримечательности?
Признаюсь, честно – нет. Этот факт меня нисколько не огорчает. Никогда не возникает вопрос, в какое место сходить, будь то музей или водоканал, какой парк или сад посетить.

Какое у вас любимое место в Питере?
Побережье Финского залива на Васильевском острове (живу в 10 минутах от, но посещаю нечасто). Это место, где ты чувствуешь себя свободным, где черпаешь вдохновение. Стоит отметить Царское село, которое поражает своим величием, сочетанием памятников природы и культурных объектов.

Куда в Санкт-Петербурге можно сходить будущему геологу или человеку, который просто интересуется геологией?
Обязательно в музеи ВСЕГЕИ и Горного Университета. Богатые минеральные коллекции, а также горных пород с целом и полезных ископаемых. И для палеонтологов найдется интерес. Советую Эрмитаж.

Побережье Финского залива                                                                                              Музей ВСЕГЕИ

Вы учитесь, работаете… Как думаете, что Вам нужно сделать, чтобы совершить новый качественный рывок в карьере?
Стать более упорным и решительным человеком. Расширить свой профессиональный кругозор не только в рамках нашей страны, но и на международном уровне. Это не быстрый и кропотливый процесс.

Если представится возможность пройти продолжительную стажировку в Европе, согласитесь сразу? Будет ли иметь значение страна, организация, профиль по которому предстоит работать?
Да, мне импонирует образ жизни в Европе. По поводу страны ответить сложно, я много в каких не была. Профиль? Да, мне нравится иметь дело как непосредственно с геологией месторождений полезных ископаемых, так и минералогией в частности. Из моего небольшого опыта могу сказать, что, например, в Германии благоприятные условия для научных исследований и работы в геологической сфере.

Ваш инстаграм называется @geologicalpast. Это как-то можно перевести на русский?
Русский перевод – геологическое прошлое. На самом деле, обычно я использую другое словосочетание (для создания почт, никнейма и т.п.): geological mind – геологический интеллект. Эта фраза врезалась мне в голову с занятий по исторической геологии на втором курсе бакалавриата, в ВГУ, где М.Г. Раскатова упомянула ее в контексте рассказа биографии одного из ученых-геологов.