Мысли

14.12.15

Как готовиться и сдавать экзамены

В высшей школе студент должен приобрести навыки самостоятельной работы, необходимые для непрерывного самосовершенствования, развития профессиональных и интеллектуальных способностей, приучить себя к ежедневной самостоятельной учёбе, чтобы пропущенное время не было потеряно безвозвратно, а предусмотренные учебным графиком домашние задания и типовые расчёты не пришлось «брать штурмом». Опыт показывает, что это неизбежно приводит не только к снижению качества работы студента, но нередко является причиной серьёзных срывов в учёбе.

Многочисленные исследования бюджета времени студентов показывают, что для овладения всеми дисциплинами, изучаемыми в течение семестра, студенту необходимо самостоятельно заниматься 2-3 часа несколько раз в наделю.

Особенно важно выработать свой собственный, с учётом индивидуальных особенностей, стиль в работе, установить равномерный ритм на весь семестр.
Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли, самопринуждение. Однако со временем принуждение постепенно будет ослабевать, возникнет привычка, и установленный режим превратится в потребность.

Главное – научиться сосредоточенности и целеустремлённости, не бросаться бессистемно от одной дисциплины к другой. Научитесь умению сосредоточить внимание на конкретном вопросе, не отвлекаясь, вдумываясь в суть изучаемых явлений и процессов.

Особенно эффективен процесс усвоения знаний, если он происходит на основе положительных эмоций, с увлечением, с повышенным интересом. В первую очередь надо научиться владеть своими эмоциями, уметь перестраивать их, воздействовать на них разумом и волей.

Чаще всего отсутствие интереса и отрицательные эмоции являются следствием неосведомлённости. Целесообразно подробнее узнать об изучаемой дисциплине, её практическом значении, истории её возникновения, о выдающихся учёных её создавших. От этого лишь возрастёт интерес к занятиям. А ещё лучше заняться научной работой в этой области. Нужно научиться не прерывать занятий и не отвлекаться, пока читаемое не получит логического завершения (например, чётко сформулированный вывод, тезис, принцип).

Экономия времени способствует повышению производительности любого труда, в том числе и учебного. Сосредоточенная, упорядоченная умственная и физическая работа с использованием каждой минуты не только более продуктивна, но и менее утомительна, чем неорганизованный труд.

На рабочем месте – столе – все, что на нем лежит, должно помогать, а не отвлекать от работы. Поэтому нужно убрать книги, не связанные с темой занятий, всякого рода предметы, фотографии, отвлекающие внимание. Но зато все, что используется во время работы, должно быть либо на столе, либо на рядом расположенных полках. Здесь должен соблюдаться порядок, все должно лежать на своём месте. Не случайно, например, библиотечные работники придерживаются правила: «Поставленная не на своё место книга – надолго потерянная книга».

Рабочая комната должна быть хорошо проветрена; целесообразно приучить себя работать всегда – в любое время года – с открытой форточкой или окном.

На эффективность работы заметное влияние оказывает освещение. Нередко молодые люди не придают этому серьёзного значения. Но плохая или излишняя освещённость тетрадей и книг приводит к быстрому утомлению не только глаз, но и всего организма, и эффективность занятий резко падает.

Экзамен – одна из важнейших частей учебного процесса, имеющая огромное воспитательное значение. Конечно, успех на экзамене во многом обусловлен тем, насколько систематически и глубоко работал студент в течение семестра. Совершенно очевидно, что серьёзно продумать и усвоить содержание изучаемых дисциплин за несколько дней подготовки к экзамену просто невозможно даже для очень способного студента. И, кроме того, хорошо известно, что быстро выученные на память разделы курса так же быстро забываются после сдачи экзамена.

Подготовку к экзамену следует начинать с первого дня изучения дисциплины. Как правило, на лекциях подчёркиваются наиболее важные и трудные вопросы или разделы курса, требующие внимательного изучения и обдумывания. Нужно эти вопросы выделить и обязательно постараться разобраться в них, не дожидаясь экзамена, проработать их. И если, несмотря на это, часть материала осталась неусвоенной, ни в коем случае нельзя успокаиваться, надеясь на то, что это не попадется на экзамене. Факты говорят об обратном: если те или другие вопросы курса не вошли в экзаменационный билет, преподаватель может их задать (и часто задаёт) в виде дополнительных вопросов.

Чрезвычайно важно приучить себя к умению самостоятельно мыслить, учиться думать, понимать суть дела. Очень полезно после проработки каждого раздела восстановить в памяти содержание изученного материала, кратко записав это на листе бумаги, изобразить необходимые схемы и чертежи, наметив последовательность выводов теоремы или формулы. Если этого не сделать, то большая часть материала останется не понятой, а лишь формально заученной, и при первом же вопросе экзаменатора студент убедится в том, насколько поверхностно он усвоил материал.

Работа студента во время сессии, так же как и в семестре, должна вестись планомерно и систематически. Сосредоточение и мобилизация, переключение и эмоциональная перенастройка, отдых, сон. Огромное большинство людей этому никогда не учится. Между тем, овладев перечисленными процессами вкупе с учебными навыками (работа с книгой, работа с конспектом, планирование), студент имеет все шансы избежать эмоционального стресса, истощающего нервную систему, превращающего нормальный акт контроля в «барьер отчуждения», разумное испытание – в двустороннюю пытку для студента и преподавателя.

Попытка упорядочить свою работу (на первых порах и это нелегко) нередко заканчивается упованием на мудрую природу человека мыслящего, а практически сводится к формуле «авось вывезет». Опыт учения доказывает: обладаете ли вы отличной природной памятью или уже с детства весьма находчивы и сообразительны - так или иначе, отсутствие системы в работе приведёт к существенным пробелам в знаниях, обесценит многие усилия, сведёт на нет прекрасные начинания.

Планируйте подготовку с точностью до часа, учитывая сразу несколько факторов: неоднородность материала и этапов его проработки (например, на заучивание у вас уходит больше времени, чем на повторение), свои индивидуальные способности, ритмы деятельности и привычки организма.

Ритм – это серьезно. Мы и наша жизнь насквозь пронизаны ритмами. Мы ритмично ходим, питаемся, спим, дышим, работаем, отдыхаем, даже болеем. Мы радуемся и грустим попеременно. С утра мы бодры, к вечеру зеваем - и так каждый день. Но немало среди нас и таких, кто пасмурен с утра, ленив, малоактивен в течение дня, зато к вечеру он разгулялся, бодр и может с отдачей трудиться хоть до рассвета. Это про них говорит немецкая поговорка: «Вечером лентяи становятся прилежными».

С чего начинать подготовку к экзаменам?

С общего планирования своей деятельности в сессию. С определения объёма материала, подлежащего проработке. Необходимо внимательно сверить свои конспекты с программой, чтобы убедиться, все ли разделы отражены в лекциях. Отсутствующие темы законспектировать по учебнику.

Более подробное планирование на ближайшие дни будет первым этапом подготовки к очередному экзамену. Второй этап предусматривает системное изучение материала по данному предмету с обязательной записью всех выкладок, выводов, формул. На третьем этапе – этапе закрепления – полезно чередовать углубленное повторение особенно сложных вопросов с беглым повторением всего материала.

© Ирина Косинова

 

14.03.15

Речь об образовании, вернее – о несомненной его пользе

Ещё, Миша, когда у тебя будет сын, постарайся быть осторожным.
Боюсь, что ты не сможешь. Но они всегда другие. Я и ты. Ты и он. Ты не сумеешь им руководить.
Первый человек, который от тебя полностью зависит, а ты не сможешь им руководить. В этом, наверное, заложено разнообразие людей.
С этим невозможно жить. Хочется наказать, заставить.
Заставить – можно, но лучше пусть он, как ты, найдёт свою дорогу. Пусть он найдёт основные знания – грамматику, математику, поведение.
Он должен знать поведение среди людей. Он обязан сформулировать, чего он хочет от них, и что он может дать им взамен. Просто, чтоб потребовать или подчиниться.
Образование помогает терпеть унижение.
Образование помогает переносить пытки.
Образование вызывает уважение даже в тюрьме.
Образование – значит жить дольше.
Я не знаю, Миша, как это получается, но образованный человек живет намного дольше и лучше.
Я не сказал бы, богаче.
Кстати, богаче без «т», а лучше – после «у» идет «ч». Лучше.
То есть, с удовольствием.
Богатый созерцает, что он получает, а образованный сравнивает то, что видит, с чем-то внутри себя и не нуждается в лишнем. Ему легче проникнуть и понять другого.
То есть, Миша, образованный понимает темного человека, а темный не понимает образованного.
Темный ни разу в жизни не сказал слово «опровержение». Или «трепетный». Или «волнующий».
Он даже не сказал: «Я с трудом пережил ваш отъезд, девушка».
Миша, он женщине не оставит воспоминаний, потому что запоминаются не поцелуи, сынок, запоминаются слова.
У темного человека – неинтересное молчание.
Мы с тобой, помнишь, говорили, что образование – это память? Это – память тоже. Это не цитирование прочитанного, это формулирование своего на базе прочитанного. Даже неточное цитирование – уже свое. В суматохе, Миша, нельзя терять мысль. Мыслей не так много. Шуток миллионы, мыслей сотни, идей десятки, законов единицы. Их знают все.
Все знают одну идею темного человека.
От него ждут хотя бы самообразования, хотя бы впечатления от прочитанного.
Только не от кино. Кино не рождает в зрителе идею или мысль – только книга, она научит и здоровью, и силе воли, когда полистаешь кого-нибудь и прочитаешь у кого-нибудь.
Пусть твой сын будет образованным. И диплом тут ни при чем. Он должен знать, что в предложении «ни при чем» все слова пишутся раздельно.
Все! Мама нам оставила обед на кухне. Подогрей себе. Я вернусь поздно: много вызовов и мало лифтов. Пожми мне руку, и я пошел. Кстати, образованный счастлив в старости, а темный – нет.

© Михаил Жванецкий