Полевая учебная практика по геоэкологии глазами студентов и преподавателей (Липецкая и Воронежская область)
Руководитель практики доц. Валерий Владимирович Ильяш
Цель и задачи практики
Учебная практика по геоэкологии на геологическом факультете ВГУ проводится только для первокурсников, обучающихся на кафедре экологической геологии. Особенность ее в том, что по счету она будет уже третьей. И некоторым, не самым стойким из среды обучающихся, особенно привыкшим к городскому комфорту, к дому, к маме и другим самым близким, такая массированная полевая нагрузка сразу в одно лето может показаться достаточно серьезным испытанием. Зато тем, которые распахнуты для общения, свободы, товарищества и приключений, не лишены чувства традиционного студенческого братства, и даже легкой бесшабашности, вообще свойственной молодости – такие практики просто в кайф. Именно в подобной ситуации на фоне определенных трудностей, раскрывается человек, обнажается его истинная сущность, готовность и умение их преодолевать, а не унывать, способность при необходимости протянуть руку товарищу, оказать помощь нуждающемся. Раскрывается социальная сущность человека, прививаются навыки коллективизма, порой рождается большая дружба и большая любовь. Но даже если и не повезло в этом плане, студенческие годы и особенно практики, всё равно, потом будут вспоминаться с особой ностальгией. Конечно, каждое время по-своему определяет ценность отношений между людьми и нынешнее в этом плане не самое лучшее, но в молодые годы, к счастью, человек еще успевает сохранять в себе, всё то здоровое, что заложено в нем природой.
![]() |
Ничто так не объединяет как общий стол под березовым ситцем |
Какова цель и задачи учебной практики по геоэкологии, чем они отличаются от двух предшествующих? Если первые (по времени прохождения) являются чисто геологическими и призваны раскрыть глаза студенту на геологические объекты в натуре, т.е. непосредственно в поле, то практика по геоэкологии уже поднимает его на более высокую ступень понимания организации бытия. С нее видно, что геология (геологическое строение) это лишь один из компонентов нашего бесконечно сложного и необъятного Мира, и сам человек лишь часть его. У него постепенно складывается ощущение особого своего предназначения, так будто он – зеркало в котором Мир хочет увидеть себя. И совсем не случайно, когда человек вдруг ощутил в себе могущественную силу, до него стало доходить, что зеркало не должно быть кривым, иначе оно может разлететься на множество никому не нужных осколков. Так родилось новое мировоззрение – экологическое, суть которого в том, что человек взял на себя ответственность за сохранение Мира, по возможности в том виде, в котором он еще жизнеспособен.
Геоэкология как наука объектом изучения имеет геосферы как отдельные части нашего общего дома - планеты Земля, а предметом – экологические функции каждой из них, а если проще – роль каждой в обеспечении приемлемых условий для человека и иных форм жизни, которые необходимы для его собственного существования.
Каждая из геосфер представляет собой весьма и весьма сложно построенную систему, которая не может функционировать в отрыве от других геосфер, находясь с ними в вечном взаимодействии, что и обеспечивает устойчивость и долговечность каждой по отдельности. К сожалению, человек по отношению к ним пока выступает как внешняя, и даже чуждая сила, разрушительная в своей эгоистической слепоте. С точки зрения современного эколога-радикала (а такие есть!) крылатое в свое время выражение И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милости от природы, наша задача взять их у нее», звучит как минимум не корректно, если не кощунственно. В самом деле, не просто найти ту золотую середину, когда и овцы целы и волки сыты, но современная наука всё больше склоняется к тому, что иного выбора нет.
Наряду с природными геосферами (атмосфера, гидросфера, педосфера, литосфера) экологи выделяют и техносферу как совокупность всей мировой социально-экономической инфраструктуры, особенность которой в том, что она функционирует за счет природных систем, черпая из них и вещество и энергию, а отходы возвращаются к последним, но по своим свойствам уже как чужеродные. Если провести аналогию с отдельным живым организмом, это должно привести к отторжению, в противном случае болезнь и даже гибель.
Цель первой учебной практики на кафедре экологической геологии по основам специальности в том, чтобы на примере нашего региона получить представление об экологических функциях всех геосфер, о механизмах их проявления, о роли человека в их преобразовании, о мерах, необходимых для сохранения действенности этих функций.
Выбор базы и полигонов практики
Кафедре экологической геологии ВГУ всего десять лет, поэтому вопрос выбора базы и полигонов для практики решался, что называется «по ходу пьесы». Успешность реализация цели и задач полевой практики во многом зависит от выбора места ее проведения. Обычно различают полигоны для обучения и место базирования (база). Эти термины, по-видимому, заимствованы у военных, что и не удивительно. Полевые практики по погодным и бытовым условиям не всегда комфортны даже летом, поэтому чтобы уложиться в отведенные для практики сроки и достичь максимального эффекта от обучения, требуется по-армейски четкая организация и дисциплина исполнения. В тоже время имеет значение и возможность некоторой релаксации после напряженного трудового дня в поле под палящим солнцем или под дождем, с немалыми физическими нагрузками с подъемами и спусками по крутым склонам осыпным или поросшими колючими кустарниками и высоким травостоем.
Увы, студенты не военные и даже не туристы, не все из них готовы к лишениям и неудобствам, особенно если большинство среди них студентки, поэтому случаются жалобы и сетования, были случаи (к счастью единичные), когда и родители предъявляли претензии по поводу «невыносимых условий». Таким родителям напоминали, что их чадо выбрало геологический факультет, а не МГИМО. Тем не менее, на кафедре экологической геологии, возможно благодаря тому, что ее возглавляет женщина, имел место четко выраженный во времени тренд в смене баз практики в сторону улучшения бытовых условий: Шестаково, Варварино, Чайка, Кавказ, Крым. В Шестаково студентам для проживания была представлена бывшая начальная школа с удобствами на улице, с ночлегом на полу и баней в палатке. В Хоперском заповеднике (Варварино) были уже кровати и столовая, но остальное тоже на улице, ну а Чайка – это уже почти Европа. Возможно, это следствие и некоторого общего повышения уровня жизни по стране за последние десять лет.
![]() |
База в Варварино |
Полигоны обучения. Они выбирались в первую очередь исходя из решаемых задач. Учитывая профиль и специализацию, большее внимание на практике уделялось экологической функции геологической компоненты: горным породам, геологическим процессам, почвенному покрову, подземным водам. Поэтому эти полигоны привязывались к характерным (стратотипическим) геологическим разрезам на территории Липецкой и Воронежской областей, доступных для посещения с базы при использовании автотранспорта (автобус, закрепленный на время практики за ее руководителями). В качестве полигонов обучения рассматриваются также заповедники, заказники, памятники природы и культуры, а также и крупные предприятия природопользования.
![]() |
Типичный ландшафт родного края |
Объекты изучения
Подчеркиваем еще раз, что главная задача практики по учебной дисциплине «Основы геоэкологии» это показать взаимозависимость, и взаимодополняемость всех геосферных оболочек при их функционировании в рамках единой надсистемы – биосферы.
Атмосфера
Ее экологические функции многогранные. Она обеспечивает живые организмы веществом и энергией, она же выполняет транзитные функции по доставке потоков вещества и энергии к потребителям, а также защитные функции от вредоносного внешнего космического воздействия. Атмосфера является самой динамичной из всех геосфер, изменения параметров ее состояния известны любому как погодные. От погоды зависит и наше собственное настроение. Первокурсникам это было известно со школьной парты, а может и раньше, поэтому на практике по геоэкологии ставилась более сложные задачи – например, изучить связи между погодными условиями и состоянием растительного покрова, погоды и активности разных видов животных. Или другое - зависимость атмосферного давления от рельефа местности, что имеет прикладное значение, например в топографии, где разработана методика барометрической съемки. С ее основами студенты были ознакомлены на практике на участке контрастного рельефа возле базы Чайка. Для этого использовалась портативная метеостанция, высокочувствительный барометр, гигроскоп, термометр. Демонстрировались студентам также и вариации интенсивности радонового потока, связанные, в том числе, и с погодными условиями.
Гидросфера
Ее экологические функции не менее важны, чем у атмосферы. Взаимодействие той и другой обеспечивает «круговорот воды в природе», о котором каждому известно с детства. Вода та самая чудодейственная субстанция, без которой жизнь на Земле не могла бы появиться. Природная зональность выражается именно через ее количество, скудность ее ресурсов порождает пустыню, изобилие – порождает буйство жизненных форм в экваториальной зоне. Все химические перевоплощения в геосистемах, в том числе и в нашем организме невозможны без участия воды. Вода является и мощнейшей геологической силой, постоянно преобразующей лик Земли, она универсальна и по своей экологической роли. Именно вода выполняет роль проводника, связывающего в единую цепь все геосферы Земли.
![]() |
Донная эрозия – работа рек |
Но вода может приносить и немалые беды людям, вплоть до гибели. Наиболее грозные явления это наводнения, цунами. Человек давно научился использовать энергию потока воды от простых водяных мельниц, до современных ГЭС, но иногда по разным причинам он теряет контроль над ней и тогда приходит большая беда, как случилось, например, это на Красноярской ГЭС в 2009 году. Аварии и на других ГЭС совсем не редкость. Трудно удерживать могущественного джина в кувшине, особенно в неумелых руках.
В ходе практики студенты имели возможность понять морфологию и функционирование многих больших и малых речных систем, таких как Дон, Битюг, Красивая Меча, Воронеж, Осередь, Тойда, Хопер, Матыра, Каменка, их экологические проблемы. Побывали на Воронежском и Матырском водохранилищах, знакомились с гидротехническими сооружениями, в том числе и заброшенными ГЭС на порогах Красивой Мечи.
![]() |
Это вовсе не горная река, это пороги на Красивой Мече |
Подземные воды, в виду усиливающегося загрязнения поверхностных водоемов играют все более важную роль в качестве резервуара питьевых вод. Подземные источники всегда привлекали к себе особое внимание людей, их благоустраивали, освящали и охраняли. В ходе практики студенты побывали на многих таких источниках: в Задонске, Дивногорье, Белом Колодце, Нижнем Кисляе, изучали и описывали менее известные выходы подземных вод (Шестаково, Донские Беседы и др.). Посещали и месторождения минерализованных бальнеологических вод (Нижний парк в г. Липецке).
![]() |
Нижнекисляйский родник – памятник природы |
Педосфера
Современный почвенный покров это результат тесного взаимодействия геологических процессов (выветривание), инфильтрации атмосферных осадков, жизнедеятельности почвенных организмов, агротехники и агрохимии. Плодородие почвы зависит не только от положения в широтной зональности, но часто от конкретных локальных условий, в том числе от литологической основы, от мезо- и микрорельефа. Это и ставилось целью донести до сознания студента в ходе практики. Они изучали почвенный профиль на водоразделах и на склонах, в поймах рек и крупных балок, в замкнутых понижениях с особым гидрологическим и геохимическим режимом (циркумменты), где почвы полностью теряют плодородие.
Литосфера
Учили студентов как будущих экологов-геологов рассматривать твердую оболочку Земли в качестве достаточно надежного основания для всех биосферных надстроек. Это не только кладовая разных видов минерального сырья, но это и источник вещества для других геосфер. От свойств горных пород, залегающих в приповерхностной зоне (геологическая среда) зависит не только внешний облик ландшафта, но и характер процессов, в нем. А последние в свою очередь определяют тип рельефа, а через него перераспределение потоков вещества и энергии, соответственно и заселение растительностью и животными, а после и заселение территории человеком. Полезные ископаемые и их проявления рассматриваются в качестве одного из важнейших факторов нынешнего и потенциального техногенного преобразования ландшафта в обозримом будущем.
Знакомили студентов первокурсников с интересными разрезами мореных отложений в районе Шестаково, Бутурлиновки и Новохоперска Воронежской области. Отложения неогена, палеогена и мела в естественных обнажениях изучались также на этих полигонах, а наиболее интересные и живописные скальные выходы песчаников нижнего мела и известняков - в разных районах Липецкой области, где они находятся под охраной государства как геологические памятники природы. К сожалению, в отношении них студенты иногда получают и негативный опыт того, как этот статус нарушается теми, кто по долгу своей службы обязан охранять этот статус (Донские Беседы).
![]() |
Это геология! |
![]() |
Геологический памятник природы – «Донские беседы». А мы – связующее звено между атмосферой и литосферой |
![]() |
Обнажение песчаников аптского возраста в воде – как попасть? |
На Русской плите естественные выходы докембрийского кристаллического фундамента известны лишь в Павловском районе на юго-востоке Воронежской области. Но это мелкие пятачки обнажений, которые вне масштаба карт, и описаны в литературе без точной привязки, поэтому их надо было еще и найти. С эти справились наши студенты в 2016 году в районе с. Русская Буйловка, где и описали нынешнее состояние этих обнажений, спрятанных в чаще заболоченного леса в пойме р. Дон.
![]() |
Кристаллический фундамент на поверхности. Пойди найди его! |
Техносфера
Весьма сложные техногенные системы, созданные научным и инженерным гением человечества внедрены в природные геосферы разными способами. В контексте тематик практики было знакомство в первую очередь с предприятиями горнодобывающей промышленности. Были организованы экскурсии на некоторые горнодобывающие предприятия региона (Тихий Дон, Стрелица, Ситовка). Здесь знакомились с технологиями разработки месторождений и первичной переработки сырья, с системами мероприятий по охране окружающей среды.
В Новохоперском районе, где ведется разведка никелевых месторождений, студенты побывали на месте заброшенных геологоразведочных скважин, по которым теперь к поверхности из глубоких горизонтов поднимаются рассольные, радиоактивные воды, образуя целые ручьи, окрашивающие берега в ядовито-яркие цвета, где превышен гамма-фон и допустимый уровень радонового потока.
К техносфере относятся не только промышленные объекты, но и сооружения культурно-исторического наследия, а также и социально-значимые современные. Будущие специалисты экологического профиля обязаны быть разносторонними людьми и образованными и в этой сфере. Не только физическое тело нуждается в охране от разрушающего воздействия разного рода загрязнителей, но и душа. Данному аспекту в ходе практики также уделялось внимание, например в ходе экскурсий в Нижний парк г.Липецка, в пещерные храмы Дивногорья, в замковый комплекс Михаила Романова, в музей Каменная Степь.
![]() |
Здесь на р. Красивая Меча была ГЭС |
Методы и практические навыки
Конечно, основная задача практики по геоэкологии ознакомительная, но вместе с тем ставились задачи и прикладного характера, например овладение методами, которые подготавливали бы почву для последующих практик на старших курсах. Например, несмотря на то, что эта практика была третьей по счету, обнаружилось, что студенты не умеют пользоваться компасом, навигационными приборами, не имеют понятия о топографической карте, об ориентировании на местности. Учитывая, что у них нет учебной практики по топографии (что странно для геологического факультета, где картография главный метод исследований), сочли необходимым как-то восполнить этот пробел. Студенты учились инструментально определять азимутальные и зенитные углы, определять магнитное склонение, определять координаты объектов наблюдений и наносить их на карту, определять расстояние до недоступных объектов, замерять элементы залегания горных пород. Всё это было необходимо уже при написании отчета по текущей практике, для составления карты фактического материала.
Кроме ориентирования осваивались и методы визуальной оценки состояния компонентов окружающей среды: воды, атмосферы, почвы и горных пород. Учились правильно отбирать пробы. Давалось понятие о структурных элементах ландшафтных комплексов и их диагностических признаках на местности, обращалось внимание на связь растительных сообществ (фитоценозов) с определенными формами рельефа и литологией. Освоена методика гидрологических измерений. Познакомились с открытыми способами разработки месторождения в карьерах, пришлось примерить костюм горняка.
![]() |
В отряде горняков только девушки |
![]() |
Гранитный карьер в Богучарском районе |
![]() |
Пора в маршрут – запрягайте хлопцы коней |
![]() |
А может лучше на этом! |
![]() |
Всё это великолепие построено из местного минерального сырья |
Резюме
Из всего изложенного можно заключить, что программа первой профильной практики весьма обширна и насыщена, но следует признаться, что в таком объеме ее не каждый год удается осуществить по разным на то причинам, в том числе и по финансовым. Её можно переработать, например, усилив экологическую составляющую. Но, если с геологией особых проблем нет (не требуется дорогостоящее оборудование, геологическое строение региона хорошо изучено, имеются кондиционные карты, множество естественных и искусственных обнажений), то с экологией всё сложнее. Анкетирование, проведенное в этом году среди студентов разных курсов по поводу эффективности практик, показывает, что их волнуют одни и те же проблемы: лично-финансовые, техническое обеспечение, быт, досуг, методы обучения и их доступность. Мнения преподавателей и студентов по некоторым вопросам априори будут расходиться и по понятным на то причинам. Для объективных выводов по анкетированию необходима более представительная выборка, а она таковой не была, однако по ключевой проблеме, по поводу невысокой оценки материально-технической базы расхождений нет. Вместе с тем перспективы ее улучшения, судя по ситуации в стране, весьма неопределенные. Что касается быта и досуга, то на Чайке условия вполне приличные и более достойные, например, по сравнению с университетской базой, ну а желание улучшить их будут всегда – нет предела совершенству. Сейчас главное сохранить то, что уже наработано.
Главным положительным моментом практики следует считать то, что студенты имели возможность увидеть своими глазами, а с помощью преподавателей и лучше понять те природные и антропогенные достопримечательности, которыми так богат наш край. Лишь те из людей станут настоящими профессионалами, которые сумеют проникнуть в суть дела, пропустить его глубоко через себя, забывая о неурядицах быта и прочей суете.
Важный вопрос, который порой задают себе студенты после первых практик: «А туда ли я попал, по Сеньке ли шапка»? На это можно ответить так. Экологическое направление это не случайная дань модным общественным увлечениям, которые, неожиданно появляясь, также быстро и исчезают. Это знак революционной перестройки в общественном сознании. Но это вовсе не отрицание научного и технического прогресса, как это пытаются донести некоторые радикально настроенные деятели типа Г. Стерлигова. Экология прочерчивает тот путь, по которому следует ориентировать этот прогресс, всё остальное со временем становиться всё более губительным, нарастает энтропия, нарастает хаос. Инстинкт самосохранения должен удержать Homo sapiens в рамках разумного самоограничения в пользу сохранения всей биосферы и своего места в ней. Иного не дано. Поэтому с каждым годом всё большим спросом будут пользоваться специалисты экологи, умеющие видеть ту невидимую грань между «хочу», «могу» и «так не надо».