Лекция на тему: “Два лица геологической науки: познание планеты или бизнес?”

April14 апреля в книжном супермаркете «Амиталь» прошла очередная публичная лекция в рамках  проекта «Большой университет – большому городу», которую организует Отдел довузовского образования учебно-методического управления Воронежского государственного университета совместно с факультетами университета и книготорговой сетью. Доктор геолого-минералогических наук, профессор Константин Аркадьевич Савко прочел лекцию на тему: Два лица геологической науки: познание планеты или бизнес?».

–  Для начала хочу немного рассказать о геологии как о науке, поскольку в школе ей не уделяют достаточного внимания. Частично изучают в курсе природоведения, окружающего мира, но целостного представления об этой науке школа не дает. А зря. Геология –  древняя наука, её корни уходят вглубь веков. Вспомните названия эпох в жизни человечества – каменный век, железный век, бронзовый век.  Они все связаны с геологией, поэтому она занимает очень важное место в эволюции и лежит у истоков человеческого общества, – этими словами начал лекцию Константин Аркадьевич. – Геология в переводе с греческого означает «гео»- земля, «логос» –  изучаю. Чем эта наука отличается от географии? География в переводе с греческого это «гео» – земля и «графо» – описываю, т.е. география описывает то, что находится на земле, саму поверхность. Геологи идут дальше и изучают земную оболочку. Процесс изучения земли уходит корнями в глубокое прошлое. Люди изучали поверхность Земли, искали полезные ископаемые, которые были необходимы им для разных производств. Сейчас уже мы изучаем землю, исходя из других соображений – мы хотим найти ответы на вопросы о том, как образовалась Земля, как образовалась наша Вселенная, как двигались континенты и так далее. Причем геология это познание не только нашей планеты, но и других планет.

Кстати, только вчера была научная сессия, на которой палинологи – ученые, которые изучают древнюю пыльцу растений – проанализировав изменения растительности Окско-Донской равнины, пришли к выводу, что если бы 800 лет назад у нас произрастали бы леса, а не была бы такая прохладная и засушливая степь из-за изменений климата, у нас бы не было монгольского нашествия. На нашей территории давным-давно был влажный климат и высокая залесенность, росли буки и грабы. Поэтому племена гуннов, которые шли из Азии в Европу, прошли чуть южнее и не разорили славян. А вот с монголами нам не повезло. Повторюсь, что многое зависело от тех геологических процессов, которые происходили.

Сегодня, по мнению ученого, геология это не только увлекательная наука  о строении нашей планеты, но и прибыльный бизнес. Весь вопрос в том, что, где и как добывать.

 – Основная проблема по добыче полезных ископаемых в нашей стране заключается в том, что большинство богатых месторождений после распада СССР осталось не на нашей территории, – продолжает Константин Аркадьевич. – В советское время геология приносила порядка 2-3 % валового национального продукта. И в разных сферах этой науки было занято почти миллион четыреста тысяч человек, т.е. это была достаточно серьезная отрасль. После войны наше государство смогло сделать рывок именно благодаря добыче полезных ископаемых. И неверно думать, что в современном обществе цифровых технологий полезные ископаемые – это пережиток прошлого. На самом деле, если мы внимательно посмотрим на опыт развитых стран, то увидим, что они очень сильны в горнодобывающей отрасли. Возьмем США.

2Они уже добывают те же объемы нефти и газа, что и мы, являются мировыми лидерами по добыче цветных металлов. Канада тоже является горнодобывающей страной, которая занимает ведущие места в мире по добыче никеля, золота, платиноидов, цветных металлов, алмазов. Австралия снабжает полмира железом, ураном, бокситами.

4

5А что же происходит у нас? После распада СССР оказалось, что месторождений многих полезных ископаемых просто нет, они остались в бывших союзных республиках. Надо было их или закупать, или развивать собственное производство. Скажу сразу, что развитие собственной сырьевой базы – дело дорогостоящее и длительное. Конечно, мы этим занимаемся, но большую часть ископаемых сейчас вынуждены закупать. Например, тот же уран закупаем в Австралии. Раньше брали на Украине, но теперь отказались из-за политических разногласий сторон. Крупнейшие месторождения титана, циркония, марганца, каолиновых глин также остались на Украине. Полиметаллами снабжает Средняя Азия и Казахстан, хромом Казахстан, бентониты привозят из Азербайджана.

Затем профессор поведал слушателям о том, как строится бизнес по добыче полезных ископаемых.

– Во-первых, все горнорудные компании имеют в своих штатах геологическую службу для поиска новых месторождений. Месторождения отрабатывается – необходимо искать новое место. Каждая крупная компания, например «Алмазы России – Саха», «Норильский никель», постоянно тратят деньги на поиск новых месторождений, так как он иногда длится десятилетиями. Главная цель геологов как раз найти крупные и 7богатые месторождения, которые называются месторождениям мирового класса. Таких месторождений для разных полезных ископаемых немного – буквально 10-15 во всем мире. Но именно они дают предприятиям долгую и безбедную жизнь.

6

Далее просчитывают себестоимость сырья. Например, у нас геологи провели разведку и выяснили, что в Воронеже и на Камчатке обнаружены запасы золота. Где будет выгоднее всего добывать металл? Конечно в Воронеже, так как здесь развитая инфраструктура, благоприятный климат, трудовые ресурсы. Каждое месторождение начинает свою жизнь с экономического анализа рентабельности. Если после добычи будет приемлемая прибыль  – это место считается месторождением, если прибыли не будет – значит, это просто скопление полезных ископаемых.

Какие факторы влияют на решение о разработке месторождения? Константин Аркадьевич перечислил четыре основных:

– Помимо экономического фактора, о котором шла речь выше, есть ряд других. Например, валютный. Сегодня это месторождение, курс доллара изменился – это уже не месторождение, потому что мы на своей территории инвестиции делаем в рублях, а продаем в валюте. Если рубль резко поднимется, у нас некоторые месторождения перестанут быть экономически рентабельными. Какую прибыль можно считать достаточной? Я все время об этом спрашиваю своих студентов. Исходим, в первую очередь, из ставки рефинансирования ЦБ РФ, т.е. 11,5% – это тот процент, под который ЦБ дает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, накидывают свою маржу, дают кредиты предприятиям, поэтому эта граница является самой нижней – 13-14%. Согласитесь, если у вас есть деньги, то спокойнее и проще положить их в банк под проценты, чем вкладывать в рискованное производство, которое может оказаться убыточным. Прибыль должна быть соответствующей вложениям, чтобы оправдать все риски. Для разных полезных ископаемых она разная. Например, прибыль от добычи цветных металлов в отдаленных районах с неразвитой инфраструктурой должна быть не менее 50 %. Только чтобы разбогатеть на добыче полезных ископаемых не надо далеко ехать. Для этого нужно всего лишь месторождение обычного песка в радиусе 10 км от Воронежа. Не надо никакого золота. Стройматериалы сейчас – лидеры по объемам добычи после углеводородов. Почти все, что сейчас идет на строительство – это песок, щебень, цементные мергели, кирпичные глины и т.д. Песок и стройматериалы – то, что будет нужно всегда, везде и постоянно. Даже если у нас не будет золота, нам же нужно где-то будет жить. Есть и социальные факторы. Если люди не хотят, чтобы на их территории разрабатывалось месторождение – работы не будут вестись. Есть и экологические проблемы. Например, на крайнем Севере нашли месторождение золота, но с примесью мышьяка. Его не разрабатывают потому, что пока нет технологий, которые бы улавливали этот мышьяк.

Немного расскажу про маркетинг. Здесь есть свои интересные особенности. Во-первых, обычная реклама при продаже полезных ископаемых не действует – рекламировать, по сути, нечего. Все стандартизировано. Поэтому обычно рекламируют не конкретный продукт, который производит эта компания, а саму компанию. Здесь есть важные исключения, связанные с драгоценностями. Если бы бриллианты не так любили женщины, они стоили бы очень немного. Буквально несколько долларов за стакан. Именно спрос рождает предложение и, как следствие, рекламные кампании, которые взвинчивают цену. Приведу простой пример. Вообще, исторически  считалось, что самые дорогие бриллианты – это прозрачные камни «чистой воды». Но вот в 1985 году в Австралии открыли крупное месторождение алмазов. Оно было большое по запасам, но камни были там красновато-коричневатого цвета. Поначалу туда никто не хотел инвестировать. Но в мире есть свой монополист на рынке алмазов – корпорация «Де Бирс». Как они вышли из положения? Очень просто. Запустили рекламу «фантазийных алмазов» и продажи камней пошли в гору. Соответственно, они очень быстро окупили все свои вложения и получили прибыль. Итог – месторождение стало рентабельным.

В финале встречи профессор ответил на вопросы слушателей. Не обошлось и без «никелевой» темы.

– На самом деле, это месторождение открыто достаточно давно. Особенных экологических проблем там нет, заверил ученый, –  никаких выбросов сейчас нет. Когда будут эти руды добываться, их будут измельчать и обогащать (флотировать) в специальных жидкостях, представляющих собой, по сути, мыльные растворы. Полученный концентрат будут отправлять на Урал для металлургического передела (плавки). Поэтому тех страшных последствий, о которых так много все говорят, не будет. Цикл замкнутый. Сейчас компании, которые занимаются добычей ископаемых, очень дорожат своей репутацией, поэтому стараются максимально обезопасить и себя, и жителей региона от последствий производства.

 – полная видео версия лекции